В последний день зимы 1998 года, когда наш еженедельник впервые собрал нижегородских джиперов на полуострове гребного канала, был создан небольшой дружный коллектив. Тогда один из нас, Михаил Зимин, продемонстрировал своим друзьям работу самоблокирующихся дифференциалов, установленных на его УАЗике. С того самого момента в рядах нижегородских джиперов пошла волна сплошной "самоблокиризации".
Напомним нашим читателям суть вопроса. Автомобили УАЗ не имеют межосевого дифференциала в раздаточной коробке, так как передний мост расчитан на включение лишь при движении по скольской поверхности. В таких условиях несовпадение скоростей вращения переднего и заднего карданных валов устраняется проскальзыванием колес по несущей поверхности. Кинематика трансмиссии УАЗа с включенным передним мостом допускает вращение по одному колесу на каждом из мостов. При установке в мост самоблокирующегося дифференциала возможность вращения одного из колес моста, при неподвижном другом, должна исключаться. Упомянутые дифференциалы, используются как межосевые в бронетранспортерах БТР. Случайно или по замыслу конструкторов они встают как "родные" в передний и задний "гражданские" мосты автомобилей УАЗ. Возможности установить кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы в мосты с бортовыми передачами, так называемые "армейские" или "военные" нет.
Многие владельцы автомобилей "Нива" считают, что проблема установки самоблокирующихся дифференциалов, дискутируемая приверженцами УАЗов, их не касается - им достаточно включить блокировку имеющимся рычагом. Они ошибаются, на стандартной "Ниве" предусмотрена лишь блокировка межосевого дифференциала. С включением этой блокировки они получают кинематическую схему, аналогичную УАЗу с включенным передним мостом. Буксование по одному из колес на переднем и заднем мосту остается возможным. Справедливости ради, надо заметить, что существуют самоблокирующиеся дифференциалы и для мостов "Нивы", но они очень дороги и распространения среди автолюбителей не получили. Область их примененния - спортивные машины.
Во вновь созданном джиперском коллективе самоблокирующиеся дифференциалы произвели фурор. Кто - то устанавливал их на оба моста, другие лишь на передний или задний. Не малое значение в эволюции этого поветрия имела и умеренная стоимость кулачковых дифференциалов. Изредка появляясь в нижегородских магазинах, они имели цену, сравнимую с обычными дифференциалми. Процесс установки кулачкового дифференциала в мост аналогичен установке стандартного. Собираясь, на бывших регулярными, покатушках то один джипер, то другой с гордостью заявляли о замененных дифферениалах. Осенью прошлого года их общее число на машинах джиперов перевалило за полтора десятка. В грандиозных джиперских рейдах былых времен принимали участие как стандартные машины, так и оборудованные "блокировками".
Первый опыт вызвал некоторое разочарование владельцев кулачковых дифференциалов, от них ждали большего. Отметить явное улучшение проходимости их машин было нельзя, гораздо больше успех пересечения песчаных дюн, снежных заносов и топких участков зависел от умения водителя. Лишь в некоторых случаях, особенно это касается трогания с места из положения диаганального вывешивания, можно было определенно сказать о преимуществе блокировки дифференциала. Часто, наблюдая за застрявшим автомобилем со стандартными мостами, можно было заметить как буксуют все четыре колеса. Ясно, что блокировка в такой ситуации оказалась бы бесполезной. С другой стороны, возникали ситуации, когда даже на мосту с самоблокирующимся дифференциалом происходило вращение одного из колес, при неподвижном втором, сопровождаемое жутким хрустом в редукторе.
Если ваш УАЗик имеет мосты с обычными дифференциалами и вы подумываете об установке кулачковых, предлагаю проделать такой эксперимент - попытаться резко тронуться с места в глубоком снегу, на влажной глине или сыпучем песке и попросить помошника понаблюдать за пробуксовкой колес. В подавляющем большинстве случаев пробуксовка будет наблюдаться у всех четырех колес. Помог бы в такой ситуации самоблокирующийся дифференциал? Конечно нет! Связано это с тем, что тяжелое "упазовское" колесо обладает значительным моментом инерции. Инерционность колес сказывается и при движении. Чем больше скорость, тем сильнее влияние момента инерции на движение колеса. Кратковременно оказавшись на скользком участке, оно продолжает вращаться благодаря собственному моменту. Инерционность колеса кратковременно оказывает действие аналогичное блокировке.
Поведение на асфальте мостов с самоблокирующимися дифференциалами владельцы оценивали по разному. Многие отмечали заметное проскальзывание колес по сухому покрытию при совершении крутых поворотов, сопровождаемое щелчками со стороны редуктора. Такая работа трансмиссии неизменно сопряжена с повышенным износом ее деталей и шин, а так же с увеличением расхода топлива. И, хотя джиперы порой снисходительно относятся к увеличению стоимости эксплуатации автомобиля, об этом надо помнить, решая вопрос - ставить или не ставить.
Мосты автомобилей УАЗ имеют одно слабое место - гнездо заднего подшипника ведущей шестерни, которое иногда разрушается. Основной опорой вала ведущей шестерни является "мощный" передний двухрядный роликовый подшипник. Нагрузка на задний гораздо меньше. Но, когда в переднем возникает люфт и вал начинает "гулять", нагрузки на задний резко возрастают и может произойти выламывание его, достаточно хрупкого, гнезда. Долговечность самих кулачковых дифференциалов и деталей мостов, в которые они установлены, ниже чем у стандартных - увеличенные нагрузки в редуторе приводят к преждевременному износу конического двухрядного подшипника ведущего вала, подшипников дифференциала и шестерен главной пары. Ускоренный износ требует более частой регулировки моста, процесса трудоемкого и требующего высокой квалификации. К слову, выполнение этой работы в автосервисе обойдется в 2500 - 3000 рублей. Поэтому, хотя сам факт установки самоблокирующегося дифференциала и не влияет напрямую на сохранность опоры заднего подшипника ведущей шестерни, он требует повышенного внимания к состоянию деталей моста. В случае значителного люфта, он может повлечь описанную выше поломку.
Если встает вопрос об установке "блокировки" в один из мостов, то почему - то все отдают предпочтение заднему, хотя преимущество такого выбора не очевидно. Если установить самоблокирующийся дифференциал только в передний мост, то он будет бездействовать при отключенных муфтах переднего моста и переднего привода в раздаточной коробке. Однако в некоторых случаях, например зимой, когда передний мост приходится включать чаще, такой вариант эксплуатации автомобиля не удобен.
Приведенные выше объективные обстоятельства, сопутствующие установке самоблокирующихся дифференциалов, и накопленный опыт изменили субъективное мнение джиперов о целесообразности замены. Хотя многие и не дают кулачковым дифференциалам негативной оценки, бурную деятельность по их добыванию и установке, как это было год - полтора назад, они развивать не стали бы. Автор статьи тоже не является приверженцем или противником "блокировок" - очевидно лишь что их применение не дает такого положительного эффекта, на который все расчитывали ранее.
Данную статью на следует рассматривать как критику самоблокирующихся дифференциалов, в некоторых случаях их применение оправдано. Нами лишь обобщен опыт, накопленный десятком владельцев за год эксплуатации модернизированных машин. Последнее слово за владельцем.
Анатолий Нестеров.